Европейская Конференция Министров Транспорта (ЕКМТ)



 Европейская Конференция Министров транспорта (ЕКМТ) создана на основе Протокола, подписанного в Брюсселе 17 октября 1953 года и вступившего в силу 31 декабря 1953 года. ЕКМТ с момента основания стремилась к либерализации международных перевозок и интеграции соответствующих рынков.

В настоящее время ЕКМТ объединяет министров транспорта 43 европейских государств. Ассоциированными членами Организации являются Австралия, Канада, Республика Корея, Новая Зеландия, США, Япония. Марокко и Координационное транспортное совещание СНГ имеют статус наблюдателя. ЕЭК ООН и ЕС участвуют в работе ЕКМТ на основе двусторонних договоренностей. Республика Казахстан обратилась с просьбой о получении статуса ассоциированного члена.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 2100-р от 16.11.92г. на Минтранс России была возложена функция головной организации по сотрудничеству с ЕКМТ.

На 77-й сессии (май 1993 года) Совет Министров ЕКМТ предоставил Российской Федерации статус ассоциированного члена в данной организации (право участвовать во всех заседаниях Совета в качестве наблюдателя, а также получать все документы, исходящие от Конференции).

На 81-й сессии Совета Министров ЕКМТ (Берлин, 21-22 апреля 1997 года) Российская Федерация получила статус полноправного члена ЕКМТ (Постановление Правительства Российской Федерации № 433 от 17 апреля 1997 года).

Система многосторонних квот ЕКМТ была введена 1 января 1974 года после опытного периода в три года, и рассматривается Советом Министров, как первый практический шаг к постепенной либерализации грузового автомобильного транспорта в сочетании с гармонизацией условий конкуренции между автомобильными перевозчиками грузов разных стран и между видами транспорта.

Страны-члены ЕКМТ имеют право на получение многоразовых разрешений, для владельцев которых существенно сокращается время официальных процедур при пересечении границ, имеется возможность выбирать оптимальный маршрут движения, улучшаются условия работы водителей, а также уровень сервисного обслуживания клиентуры и технический уровень подвижного состава с точки зрения воздействия на окружающую среду - повышается конкурентоспособность перевозчиков. Для Российской Федерации на 2006 год определена квота в размере 266 базовых разрешений.

С 1991 года ситуация постепенно изменялась в результате ряда следующих факторов:

-Присоединение новых стран-членов (с 1991 до 2002 гг. число стран членов увеличилось с 19 до 42), что сопровождалось принятием Советом Министров решений о включении их в систему квотирования многосторонних разрешений, как практического способа интеграции этих стран в рыночную экономику.

-Создание Единого рынка ЕС и Европейской экономической зоны (в 1993 году) привело к увеличению перемещения товаров.

-Либерализация внутреннего рынка для грузоперевозок для 15 существующих стран-членов ЕС в июле 1998 года.

-Расширение ЕС в мае 2004 года.

 В 2001 году на Совете Министров в Лиссабоне была сформулирована необходимость начать реструктуризацию системы многосторонних квот ЕКМТ.  В рамках ЕКМТ была создана специальная подгруппа по реструктуризации. Эта группа вырабатывает конкретные предложения по пересмотру критериев распределения квот между странами-членами ЕКМТ. Новая система распределения должна заработать уже в 2006 году. Также в настоящее время идет процесс пересмотра Руководства для компетентных органов и перевозчиков по использованию квоты многосторонних разрешений ЕКМТ.